
Палехское искусство является неотъемлемой частью национального достояния. Иконопись зародилась в небольшом селе Палех еще в начале XVIII века, а к середине столетия о местных мастерах прослышали у Императорского двора. XIX век стал «золотым» в истории искусства Палеха, именно тогда были сформированы стилистические основы живописного языка. После государственного переворота 1917 года палехские иконописцы начали активно искать себя в других жанрах искусства.
Знаменательной датой в истории Палеха стало 5 декабря 1924 г.- день основания Артели Древней Живописи. В 1924 году семь бывших иконописцев создали творческое объединение под покровительством искусствоведа, профессора МГУ им. Ломоносова -А.В. Бакушинского. Лаковая миниатюрная живопись Палеха сформировалась на технико-технологических и стилистических основах местной иконописи. Палехское искусство активно развивалось, охватывая все больше новых видов изобразительного искусства. Палешане преуспели в монументальной живописи, реставрации, книжной графике, в качестве театральных художников и в росписи фарфора.
Стоит отметить, что главным направлением палехского искусства, начиная с 1924 г., была лаковая миниатюрная живопись, однако уже в 1926 г. впервые возникает неподдельный интерес к росписи фарфора.
До 1980-х годов, на протяжении 50 лет, палехские миниатюристы оформляли предметы фарфора высокохудожественной росписью.
Однако, первые попытки палешан в работе с фарфором были наивными. Художники расписывали тарелки яичной темперой и покрывали лаком, но художественное достоинство произведений являлось неоспоримым. В 1929 году под покровительством Наркомвнешторга и Госторга(на который и работала тогда Артель) палехские мастера отправились на обучение технико-технологическим основам работы с флюсами в лабораторию Музея керамики Москвы, а уже в 1930 году на базе Профтехшколы Артели Древней Живописи было введено профильное обучение по надглазурной живописи. В следующем году был обустроен профессиональный цех и установлена муфельная печь. Важным аспектом в рассмотрении развития «фарфорового направления» является участие палешан в коллаборациях с именитыми крупными заводами СССР, среди которых Ленинградский фарфоровый завод, Нижегородский «Красный фарфорист», Дулевский завод.
В настоящее время миниатюрная живопись Палеха находится на грани исчезновения. Большим подарком для художников Палеха стал проект «Возрождение отрасли искусства Палеха по оформлению фарфора», который был поддержан Президентским фондом культурных инициатив.
Открытие направления по росписи фарфора обеспечит работой местных художников и привлечет молодых специалистов, что обеспечит преемственность мастерства. Создание новых перспективных рабочих мест будет препятствовать оттоку молодежи из поселка. К 100- летнему юбилею художники ООО «Товарищество Палех» и ООО «Палехский фарфор» продемонстрировали свои первые работы на фарфоре в Государственном музее палехского искусства, в галерее ООО «Товарищество Палех» и в частной галерее г. Москвы.
А также высокохудожественные произведения палехского искусства на фарфоре будут экспонироваться на художественных выставках и реализовываться на отечественном рынке, обеспечивая своевременное нишевое импортозамещение.